Проблемно-ценностное общение: методическое пособие "Школа общения".
Солнцева Анастасия Владимировна
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) нового поколения и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России была сформулирована цель нравственного воспитания младших школьников – воспитания и развитие высоконравственной, ответственной, творческой, инициативной личности.«Общение – это обмен духовными ценностями, который происходит в форме диалога, как с «другими Я», так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми». Определение доктора педагогических наук – Анатолия Викторовича Мудрика, раскрывает сразу несколько важных понятий: внутриличностный диалог, межличностный диалог, духовность, ценности, принципиальные для адекватного понимания проблемно – ценностного общения. И основным принципом программы проблемно-ценностного общения является диалог.
Данное методическое пособие актуально благодаря интеграции важных аспектов развития личности младшего школьника: формирование самопознания и самосознания посредством правильной организации и проведения внеурочных занятий по проблемно-ценностному общению.
Целевая аудитория данного продукта: учителя начальных классов – организаторы внеурочных занятий. В качестве заинтересованной аудитории могут выступать классные руководители, педагоги – организаторы, родители, преподаватели и студенты педагогических образовательных учреждений. Сфера применения: организация учителем начальных классов и внеурочных занятий во втором классе. В продукте мы постарались объединить теоретические и практические аспекты по организации проблемно-ценностного общения на внеурочных занятиях для формирования самопознания и самосознания младших школьников.
Методическое пособие включает в себя теоретическую часть, в которой рассматривается понятие «проблемно – ценностное общение», его цели и задачи и способы организации. Также в пособии раскрыта взаимосвязь проблемно-ценностного общения и формирования навыков самопознания и самосознания у младших школьников во внеурочной деятельности.
Для того, чтобы выявить уровень сформированности навыков самопознания и самосознания у обучающихся, в пособии представлены специальные диагностики. Учитель может провести диагностику уобучающихся своего класса и на основе полученных результатов скорректировать программу внеурочной деятельности.
Нами была разработана программа во внеурочной деятельности «Школа общения» для обучающихся второго класса. Программа проблемно – ценностного общения по внеурочной деятельности создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Посошенко «Растим здоровых, умных, добрых». – Ростов н/Д.: Изд-во РО ИПК и ПРО.Программа «Школа общения» рассчитана на 34 учебных часа на 2020 – 2021 учебный год, реализуется в объеме 1 час в неделю во внеурочное время. В таблице №1 представлено календарно – тематическое планирование по курсе внеурочной деятельности.
Таблица № 1Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата проведения | Факт | Тема внеурочного занятия | Кол-во часов | Форма проведения |
1 четверть | |||||
1. | «Все профессии важны, все профессии нужны» | 1 | Викторина | ||
2. | «Безопасность на дороге» | 1 | Этическая беседа | ||
3. | «А чего больше в жизни: добра или зла?» | 1 | Этическая беседа | ||
4 | «Правила и обязанности школьника» | 1 | Дискуссия | ||
5 | «Самоуправление: как и зачем?» | 1 | Сюжетно- ролевая игра | ||
6 | «Легко ли быть добрым человеком?» | 1 | Дискуссия | ||
7 | «Приемы эффективного общения». | 1 | Сюжетно – ролевая игра | ||
8 | «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» | 1 | Дебаты | ||
2 четверть | |||||
9 | «Друг. Дружба» | 1 | Этическая беседа | ||
10 | «Движение пешеходов» | 1 | Викторина | ||
11 | «Сам себе я помогу, своё здоровье сберегу» | 1 | Дискуссия | ||
12 | «Дорожная разметка и дорожные знаки» | 1 | Сюжетно – ролевая игра | ||
13 | «Хорошие и плохие вещества» |
1 | Дискуссия | ||
14 | «Электронная книга или бумажная книга» | 1 | Дебаты | ||
15 | «Безопасный новый год» | 1 | Этическая беседа | ||
16 | «Давай жить дружно!» | 1 | Этическая беседа | ||
17 | «Тонкий лед – источник повышенной опасности?» | 1 | Дебаты | ||
18 | «Что такое правонарушение. Правонарушения среди младших школьников» | 1 | Встреча с интересным человеком | ||
19 | «Мои школьные обязанности» | 1 | Дискуссия | ||
20 | «Правила гигиены» | 1 | Викторина | ||
21 | «Зимний травматизм. Опасен ли?» | 1 | Дебаты | ||
22 | «Я и мои слова» | 1 | Этическая беседа | ||
23 | «Мое здоровье в моих руках» | 1 | Дискуссия | ||
24 | «Учимся строить отношения» | 1 | Дебаты | ||
4 четверть. | |||||
25 | «Образ младшего школьника. Какой он?» | 1 | Этическая беседа | ||
26 | «Космос рядом с нами» | 1 | Викторина | ||
27 | «Нерегулируемые перекрёстки» | 1 | Дискуссия | ||
28 | «Все мы разные, но все мы заслуживаем счастья» | 1 | Дебаты | ||
29 | «Осторожно – дорога!» | 1 | Этическая беседа | ||
30 | «Помним. Гордимся!» | 1 | Этическая беседа. Встреча с интересным человеком | ||
31 | «Летний отдых. Дома или на улице?» | 1 | Дебаты | ||
32 | «Учись управлять своими эмоциями» |
1 | Этическая беседа | ||
33 | «Самосознание своей личности» | 1 | Круглый стол | ||
34 | «У светофора каникул нет» | 1 | Дискуссия |
Приведем пример одного из конспектов занятий, чтобы продемонстрировать особенности организации занятий с включением младших школьников в проблемно-ценностное общение с целью формирования самопознания и самосознания учащихся 2 класса.
Конспект внеурочного занятия на тему «А чего больше в жизни: добра или зла?»
1. Направление внеурочной деятельности: духовно - нравственное
2. Тема занятия: «А чего больше в жизни: добра или зла?».
- Цель внеурочного занятия: способствовать формированию этических норм поведения в обществе и общении друг с другом.
Образовательная задача:
1. Обеспечить полноту знаний обучающихся о этических норм поведения в обществе и общении друг с другом, посредством содержания внеурочного занятия на теме «А чего больше в жизни: добра или зла?».
Развивающие задачи::
1. Способствовать развитию процессов самопознания и самосознания, посредством содержания внеурочного занятия.
2. Способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, посредством хоровой и фронтальной формы работы.
Воспитательные задачи:
1. Воспитывать бережного отношение к духовным ценностям, посредством проведения внеурочного занятия.
2. Воспитывать у обучающихся умения быть вежливым и культурным, посредством содержания внеурочного занятия.
5. Форма проведения: Этическая беседа с элементами путешествия
6. Оборудование:
1) Раздаточный материал для групп.
2) Изображение «Солнце».
3) Фломастеры – 4 упаковки
4) Разноцветные карандаши – 4 упаковки.
5) Клей – 2 шт.
7. Литература, используемая для подготовки воспитательного мероприятия:
1)Добро творящий творит Жизнь. Сборник уроков Доброты. Издательство «Амрита». Год издательства – 2021
8. Структура занятия:
№ | Этап | Необходимое время |
1 | Приветствие учеников. | 1 минута |
2 | Введение в тему. Прослушивание аудио-фрагмента, анализ. | 3 минуты |
3 | Основной этап. Игра «Доскажи словечко» | 3 минуты |
4 | Остров пословиц | 5 минуты |
5 | Культура общения. Разбор ситуаций | 10 минут |
6 | Правила доброты | 10 минут |
7 | Подведение итогов. Игра – тренинг «Мир Доброты» | 5 минут |
8 | Рефлексия | 4 минуты |
Всего | 45 минут |
9. Реализация планируемых результатов во внеурочном мероприятии:
Планируемые результаты | Задание детям |
Личностные УУД: 1.Соблюдение основных моральных норм поведения. 2. Способствовать развитию процессов самопознания и самосознания. 2.Способствовать развитию умения обучающегося анализировать и оценивать свою работу на занятии. |
1.Задание в группе. Уважение своих напарников в группе. 2. Задания в группе. Анализ ситуаций и поиск их решения. Рефлексия. 3.Рефлексия в конце занятия - “Оцени свою работу”. |
Метапредментные результаты | |
Познавательные УУД: 1.Способствовать формированию умения выбирать необходимую информацию, анализировать её. 2.Способствовать формированию умения преобразовывать информацию из одной формы в другую. |
1.Работа с пословицами, игровыми ситуациями. 2.Работа с пословицами. Творческое иллюстрирование правил доброты. |
Регулятивные УУД: 1.Определять и формулировать цель на занятии с помощью учителя. 2.Работать по предложенному плану, инструкции. |
1.Вопрос: «Как вы думаете, какую цель на наше занятие мы можем поставить?», после прослушивания аудио-фрагмента. 2.Работа с предложенными заданиями. |
Коммуникативные УУД: 1.Способствовать формированию способности слушать собеседника и вести диалог. 2.Способстовавать формированию способности принимать чужую точку зрения и излагать своё мнение. |
1.Работа в группе и паре. Прочтение и анализ игровых ситуаций в группе. 2.”Проанализируйте ситуацию и выскажите свое мнение». Групповое задание, которое подразумевает учет мнения каждого. |
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Наше сегодняшнее занятие мы начнем с моей небольшой просьбы: улыбнитесь вашему соседу по парте. И вы только посмотрите! В нашем классе стало намного светлее, ведь это от ваших улыбок засияло солнце, которое согревает нас своим теплом. Запомните: улыбнитесь миру – и он улыбнется тебе.
- Совсем недавно я услышала очень забавную историю. Одна девочка рассказывала о том, как на летних каникулах она отдыхала у бабушки. Бабушка разрешала ей все! Уж слишком сильно она любит свою внучку. И конфеты покупает, да и телевизор разрешает смотреть допоздна. Каникулы подходят к концу, и настало время возвращаться домой. Приехала девочка домой, а конфеты и все вкусности оказались под запретом. Смотреть поздно телевизор – сон по расписанию, отбой в 21:00. Как вы думаете, кто же добрый в такой ситуации?
- Вы считаете, что добрый человек, в этой ситуации – бабушка. А как вы думаете, о чем же мы будем разговаривать на сегодняшнем занятии? Правильно, о доброте и добрых делах. А скажите, что же такое доброта?
- Посмотрите, как много вариантов мы с вами услышали! Но в толковом словаре Сергея Ожегова дается такое определение доброты:
Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Вот это да! Как все люди по – разному могут представлять себе одно понятие. А чтобы лучше разобраться, что же такое настоящая доброта, как вы думаете, куда мы с вами отправимся?
- Правильно, сегодня мы отправимся в «Мир Доброты». Как вы думаете, какую цель на наше занятие мы можем поставить?
Цель: выяснить, чего же больше в мире: зла или добра.
- Но чтобы пройти через ворота мира Доброты, нам нужно подумать, какого же человека можно назвать добрым?
- Правильно, этот человек любит людей и животных, а также природу. Он готов в трудную минуту прийти на помощь. Это и есть добрый человек. В жизни капельки добрый дел, которые мы с вами делаем каждый день, сливаются и превращаются в море добра. Подумайте, какие добрые дела вы делаете каждый день?
- Какие вы ребята молодцы! А что же в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее? Правильно, добрые слова! Например, спасибо или пожалуйста. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Доскажи словечка». Ваша задача: внимательно прослушать выражение и если вы знаете правильный ответ, то поднять руку.
· Растает даже ледяная глыба
От слова теплого….(спасибо)
· Зазеленеет старый пень,
Когда услышит.. (добрый день)
· Мальчик, вежливый и развитый
Говорит, встречаясь…. (здравствуйте)
· Когда нас бранят за шалости,
Говорим … (извините, пожалуйста)
· И во Франции, и в Дании
На прощанье говорят …(до свидания)
- Здравствуйте, спасибо, до свидания! Как важны эти слова. Слова, которые мы говорим близким – очень важны. А как думаете, каких слов больше: добрых или плохих, злых?
- Давайте вместе с вами подумаем, какими фразами мы можем поддержать, утешить человека. Как мы можем поднять человеку настроение одной фразой. Например, сегодня вы выглядите очень хорошо! Сегодня вы поработали отлично, продолжайте в том же духе. А какие фразы вы можете сказать?
- Но так же есть фразы, которые могут оставить большой след в душе за собой. Эта фраза может ранить душевно человека. Например, фраза – « у тебя ничего никогда не получится!». Такой простой фразой мы можем обидеть человека. А как вы думаете, почему человек говорит такие фразы? А как мы можем контролировать свои эмоции?
- Ребята, но добрым словам, фразам, люди стремятся из древне.
И эту мысль отразили в пословицах, которые передаются из уст в уста. Сейчас мы с вами объединимся в команды. Каждая команда получит рассыпные пословицы. Вам нужно из слов и словосочетаний собрать пословицу и обсудить её в группе. В чем же заключается смысл этой пословицы? А затем высказать общее мнение вашей группы всему классу. Время на выполнение задания – 3 минуты.
- Ребята, время вышло. У нас с вами было шесть групп. Самое время узнать, в чем же заключается смысл каждой пословицы?
- И правда, куда же мы без добрых дел. Но со всеми случается, когда кто-то поступает неправильно. А обсуждать поведение других людей – легко. Но как бы мы сами поступили в этих ситуациях? Сейчас я вам раздам карточки, на которых написаны различные ситуации. Ваша задача: прочитать и обсудить, в чем же дети были не правы. Попробуйте театрализовать данную сценку. Покажите, с какой ситуацией вы столкнулись. А после, выскажите свою точку зрения.
Наступило время показать и подумать, почему же ребята поступили неправильно? Давайте начнем проверку задания.
- Да, непросто, оказывается, непросто быть добрым. Этому необходимо учиться всю жизнь. А помогают нам в этом не только наши родители, учителя, но и старые, добрые сказки. Ведь именно в сказках Добро всегда побеждает зло. Давайте, ребята, вспомним, какие сказочные герои творили добрые дела, приносили радость окружающим. А поможет нам в этом Сказочный сундук.
В «Сказочном сундуке» находятся карточки, на которых записаны отрывки из сказок.
1. Этот сказочный герой носил широкополую шляпу. С прекрасной шарманкой он ходил по городам, пением и музыкой добывал себе на хлеб. Он спас кукол от злого Карабаса-Барабаса и открыл для них замечательный театр.
- Кто же это? Верно, Папа Карло.
2. Лечил зверей и птиц, спас больных зверей Африки
- Это же всем известный Айболит!
3. Это сказочный герой помог своему хозяину стать маркизом, жениться на принцессе и стать владельцем огромного замка.
- Кто же это? Верно, кот в сапогах. Посмотрите, ребята. Все эти сказочные герои отличаются тем, что они творят добро и помогают другим . Но главное, они мешают злым делам. Нам приятнее находиться в обществе добрых людей, но для этого мы должны быть сами добрыми людьми. Давайте составим с вами правила доброты, пользуясь которыми мы станем по-настоящему добрыми. Для этого у нас с вами есть солнышко. Предлагаю на лучиках солнышка написать правила доброты. Например, помогать своим одноклассникам. Быть вежливым. Быть доброжелательным. Время на выполнение – 5 минут.
- Посмотрите, какое красивое солнце у нас получилось! Надеюсь, что эти правила доброты мы с вами не забудем и будем их помнить. А сейчас давайте отдохнём.
Слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. Нарисуйте в своем воображении Планету доброты и хорошего настроения. Положите ее на обе ладони. Мысленно поместите всё добро и хорошее настроение этой планеты внутрь, в своё сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость.Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля ещё более красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
- А теперь откройте глаза. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад, воспитал ребёнка. Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела. Ребята, подводя итоги нашего занятия, давайте попробуем ответить на главный вопрос нашего занятия: чего больше: добра или зла?
- Я очень надеюсь, что все же добра в нашем мире больше. Добрые дела, добрые слова, которые мы говорим с вами каждым день, делают наш мир лучше. И пусть тёплые чувства и хорошее настроение будут с вами всегда. А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.
Не стой в сторонке равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рваться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда – то кому – то
Поможет твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
- Выходя из класса, я предлагаю каждому из вас заполнить нашу картину «Мир Доброты». Наше солнышко уже заняло своё почетное место на картине, а вот облачка остались одни. Напишите на облаках одно доброе качество, которое вы бы хотели развивать именно в себе. И наш «Мир Доброты» будет закончен. До новых встреч!